«Мы — новаторы, динамично развивающие собственный бизнес во имя прогресса, и наши сильные позиции позволят нам присоединиться к глобальному технологическому развитию мира», — такими скромными словами описывает свой бизнес Андрей Бродский — генеральный директор и основной собственник производственно-коммерческой фирмы «Велта». Эта компания владеет горно-обогатительным комплексом по добыче и переработке ильменитового концентрата (служит сырьем для получения титана), который был открыт в 2012 г. на базе Бирзулевского месторождения в Кировоградской области с запасами ильменита на уровне 9 млн т. Проектная мощность комплекса составила около 300 тыс. т, впрочем, выйти на эти показатели компании с момента открытия не удалось по целому ряду причин — от техногенных (пожар на фабрике, уничтоживший 60% ее мощностей в 2014 г.) до административных (остановка лицензии на право разработки месторождения в 2015 г.), а также экономических. Здесь основную головную боль «Велте» на протяжении последних лет доставлял ее непомерный кредитный портфель, который компания оказалась просто не в состоянии нести .
Еще в октябре 2011 г. «Велта» заключила договор об открытии кредитной линии на сумму $85,5 млн с Проминвестбанком, который принадлежит подконтрольному властям РФ Внешэкономбанку (ВЭБ). Полученные от банка с российским капиталом средства пошли как на рефинансирование долгов перед Укргазбанком, который до этого выделил «Велте» почти $40 млн на ее титановые проекты, так и на строительство мощностей в Кировоградской области. В обмен в банке был заложен имущественный комплекс предприятия. Датой полного погашения долга в рамках указанной кредитной линии был определен 2016 г.
В частности, не позднее июля 2016 г. «Велта» обязалась погасить кредитору около $98 млн с учетом процентов, что по нынешнему курсу эквивалентно фантастической сумме 2,5 млрд грн.
То, что этот план обречен на неудачу, в принципе, стало ясно уже в 2014 г. Как сообщала «ДС», тогда Андрей Бродский заявил, что ситуация на титановом рынке складывается не лучшим образом, поскольку цены на диоксид титана по сравнению с 2013 г. упали почти вдвое. Как это отразилось на «Велте», которая в это время фактически остановилась? Мягко говоря, катастрофически. Только по итогам 2014 г. убыток компании превысил отметку в 1 млрд грн. при чистой выручке на уровне 150 млн грн. Сейчас компания, по данным источников «ДС», оценивает свои текущие траты в сумму почти 320 млн грн. в год, тогда как в первом полугодии текущего года ее доходы составили лишь чуть более 100 млн грн. А на ее счетах в Проминвестбанке по состоянию на начало августа находилось чуть более 200 грн.
Понимая, что в такой ситуации можно запросто лишиться своего бизнеса, Андрей Бродский решил действовать на опережение. В начале лета «Велта» подала иск в Хозяйственный суд Киева к Проминвестбанку с требованием обязать его внести коррективы в договор об открытии кредитной линии образца 2011 г. «в связи с обстоятельствами, которые существенно изменились». А чтобы связать банку руки, горнодобывающая компания попросила суд запретить ему взыскивать заложенное имущество, что и было сделано судом в конце августа. В частности, Проминвестбанку теперь запрещено не только «осуществлять действия по обращению взыскания любым способом» производственных комплексов «Велты», расположенных в Новомиргородском районе Кировоградской области, а также отчуждению 100% доли в капитале «Велты», оформленной на британскую структуру Бродского Velta Group Global Limited, но и передавать право требования по указанному договору третьим лицам. Этот запрет будет действовать вплоть до вступления в силу вердикта в инициированном «Велтой» процессе, так что, скорее всего, он будет развиваться очень неспешно. Если, разумеется, Проминвестбанк не накопит достаточное количество весомых аргументов для киевских судей, чтобы убедить их встать на его сторону.
Источник: Деловая столица
Комментарии (0)