После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую «голубую фишку». В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
Почти образцовое ПАО
По состоянию на середину декабря компания уже зарегистрировала выпуск акций на 2 млрд грн. (1 акция – 1 грн.) и сформировала правление, которое возглавил Руслан Журило, занимавший до сих пор пост директора ОГХК. В то же время наблюдательный совет нового ПАО еще не назначен. В Министерстве экономики и развития торговли Украины хотят привлечь в НС независимых директоров. Хотя долго в управлении МЭРТ компания не пробудет. Еще в августе 2016 г. Кабмин внес ОГХК в список предприятий, подлежащих приватизации в 2017 г. Так что вскоре все ее акции должны перейти под опеку Фонда госимущества. Другое дело, что премьер-министр Владимир Гройсман крепко недоволен работой ФГИ.
Не исключено, что приватизацию ОГХК уже будет готовить другая команда, не та, что не справилась с продажей Одесского припортового. За счет титанового гиганта она попытается реабилитировать инвестиционную привлекательность Украины. А заодно и пополнить бюджет. По предварительным оценкам, выручить за ОГХК можно ничуть не меньше, чем за ОПЗ. Особенно если иметь в виду, что на повторном конкурсе одесский завод оценили на старте всего в 5,1 млрд грн.
В октябре 2016-го в компании завершили работу аудиторы KPMG. Результаты отчета никто не оглашает, но можно не сомневаться, что цель аудита заключалась не столько в том, чтобы проверить прозрачность операций ОГХК (с этим все сложно и об этом ниже), как в том, чтобы прикинуть, за сколько можно продать эту «голубую фишку». 2 млрд грн., в которые оценены активы компании, – это вряд ли та цифра, что устроит правительство. Годовая доходность компании уже выше. Так, за 9 месяцев 2016 г. ОГХК получила 1,923 млрд грн. чистого дохода, а ее чистая прибыль за тот же период составила 665,9 млн грн. – это почти в 3 раза больше, чем зафиксировано за аналогичный прошлогодний отрезок времени.
В состав объединенной компании входят два крупнейших в стране комбината по разработке титаносодержащих руд – Иршанский в Житомирской области и Вольногорский в Днепропетровской. Кабинет министров даже принял 2 ноября отдельное постановление, санкционировавшее автоматический переход всех лицензий госпредприятия ОГХК к новосозданному ПАО ОГХК. Это освободило компанию от необходимости с нуля подтверждать свои права на недропользование в Госгеонедрах. А заодно и стало превентивной защитой, чтобы Генпрокуратура снова не подвергала сомнению законность добычи компанией титанового сырья на Малышевском и Междуреченском месторождениях, как это уже было в 2015 г.
Сама добыча на протяжении текущего года продолжала расти. Согласно отчетности ОГХК выпуск ильменитового концентрата за 9 месяцев 2016 г. вырос на 11%, до 220 тыс. тонн, рутилового – на 3,9%, до 39,4 тыс. тонн, цирконового – на 6,8%, до 20,8 тыс. тонн. Увеличилось производство и некоторых видов второстепенной продукции – дистен-силлиманитового и ставролитового концентрата. Да еще и в 2 раза – до 14,5 тыс. тонн и 6,3 тыс. тонн соответственно, поскольку на рынке наблюдалось повышение спроса на эти материалы. Но несмотря на кажущееся благополучие ОГХК по всем фронтам, есть у компании и свои скелеты в шкафу. Они непременно начнут вываливаться, как только актив выведут на финишную приватизационную прямую.
Титан в спячке
Первая из проблем, которая плохо влияет на капитализацию и инвестиционную привлекательность ОГХК, – конъюнктура на глобальном рынке титанового сырья. Правда, ситуация в 2016 г. уже не настолько удручающая, как в предыдущие годы: цены наконец стабилизировались и во втором полугодии даже начали понемногу расти. По оценкам TZMI, крупнейшей консалтинговой компании для производителей титана и циркония, рынки диоксида титана находятся сегодня в стадии восстановления, однако в долгосрочной перспективе в отрасли по-прежнему будут присутствовать избыточные мощности. TZMI считает, что потребуется еще несколько лет и мер, чтобы достигнуть более равномерного баланса между спросом и потреблением, в т.ч. и рационализация (иными словами – сокращение) титанодобывающих мощностей.
Еще сложнее прогнозировать, вернутся ли цены на ильменит, рутил, циркон до уровня «золотого века» в отрасли – 2010-2012 гг. По подсчетам компании Concorde Capital, цены на ильменит за последние 5 лет упали примерно в 3 раза (до 100 долл./тонну), на рутил – в 4 раза (до 635 долл./тонну). Тут ценовые значения приведены по состоянию на середину 2016 г. Сейчас показатели уже несколько выше, но в целом тренд это не изменило.
Похожих оценок придерживается и начальник отдела сбыта «ОГХК» Алексей Мороховец. «Текущий год можно назвать стабилизирующим с точки зрения цен на титановую продукцию. Но эту стабильность не назовешь такой, которая позволяет говорить об инвестициях, – цитирует его пресс-служба компании. –- Так, если в 2012 г. стоимость ильменитового концентрата на разных рынках и условиях поставки колебалась в пределах 400-500 долл./тонну, то в 2015-2016 она снизилась до 100-200 долл./тонну. Падение цен на циркон с 2012 по 2016 г колоссальное: 1200 долл./тонну». Потребление ильменитовых руд в мире, как отмечает А.Мороховец, даже сейчас остается практически вдвое меньше объемов их производства. Но игроки не спешат сокращать выпуск продукции, так как опасаются «выпасть» с рынка.
Тем не менее в январе-сентябре 2016-го ОГХК удалось реализовать продукции в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года – 430 тыс. тонн против 280 тыс. тонн. Как объяснил первый заместитель председателя правления компании Александр Гладушко, это случилось благодаря тому, что Вольногорский ГМК увеличил продажи сопутствующих добыче ильменита продуктов (циркониевого и рутилового концентрата, а также порошковых концентратов), а Иршанский ГОК вышел на экспортные рынки. Ранее последнее предприятие в своем сбыте практически полностью было зациклено на отечественных потребителей – «Крымский титан» и «Сумыхимпром». В 2016 г. ему удалось прорваться на рынки Китая и выйти к осени на рекордные для себя объемы экспорта – порядка 30 тыс. тонн в месяц. По состоянию на ноябрь у Иршанского ГОКа почти не осталось складских остатков продукции, тогда как на складах в Вольногорске все еще лежит более 100 тыс. тонн ильменита. Впрочем, представители кировоградской компании «Велта», прямого конкурента ОГХК на внешних рынках, экспортный прорыв Иршанского ГОКа объясняют его агрессивной демпинговой политикой.
К торгам готовы
Но если «Велте» ОГХК постоянно переходит дорогу за рубежом, то в Украине она доставляет кучу неудобств Group DF Дмитрия Фирташа. При этом оба субъекта вынуждены сотрудничать, но вряд ли Д.Фирташ может позабыть, что не так давно и Вольногорский, и Иршанский комбинаты находились у него в аренде. Находились бы и до сих пор, если бы его не вынудили разорвать арендный договор. Сейчас операционно подконтрольные Group DF предприятия – «Сумыхимпром» и Запорожский титано-магниевый комбинат – дозакупают сырье у ОГХК. Кроме того, принадлежащим Д.Фирташу компаниям «Валки-Ильменит» и «Междуреченский ГОК» приходится обогащать добытые ильменитовые концентраты на мощностях Лемненской фабрики Иршанского ГОКа. Наконец, существует большая вероятность, что ОГХК в ближайшее время попытается перехватить бразды правления ЗТМК в свои руки, если ей только удастся организовать собрание акционеров на запорожском комбинате. В комплексе все эти факторы практически не оставляют Group DF выбора: если приватизация Объединенной горно-химической компании будет объявлена, структуры Д.Фирташа запишутся в число потенциальных покупателей. С другой стороны, в Group DF должны прекрасно понимать, что конкурировать им придется с претендентами, к которым нынешние власти более благосклонны.
Поскольку менеджмент ОГХК позиционирует себя как ярого сторонника быстрейшей приватизации компании, то весьма вероятно, что он же захочет и поучаствовать в этом процессе. Связанная с нынешним руководителем ОГХК Р.Журило компания «Энерджи Трейд Груп» является сегодня одним из крупнейших контрагентов титановой госкомпании. Она. в частности, обеспечивает ОГХК природным газом, а кроме того, активно принимает участие в тендерах на поставку других материалов и услуг. По подсчетам сайта «Наши гроши», за период с 2009 г. «Энерджи Трейд Груп» выиграла гостендеров на 1,49 млрд грн., почти все – либо у ОГХК, либо у Восточного ГОКа. Что интересно, ранее Р.Журило работал как раз на последнем из двух упомянутых предприятий.
Не менее познавательно, что газ на перепродажу «Энерджи Трейд Груп» закупает у австрийской компании Antra, которая ассоциируется с именем одного из влиятельных членов партии «Народный фронт» Николая Мартыненко. Из-за серии обвинений в коррупции в конце 2015 г. Н.Мартыненко сложил мандат депутата Верховной Рады, чтобы не бросать тень на свою фракцию, но собственной вины не признал. И тем более влияния не утратил. Пожалуй, и интереса к приобретению стоящих активов также. Особенно хорошо знакомых. Еще одна связываемая с Н.Мартыненко фирма – Bollwerk Finanzierungs und Industrie management AG – обеспечивает большинство поставок на экспорт продукции, выпущенной ОГХК. В частности, в 2015 г. через нее прошло 92% таких операций. В текущем году такая практика продолжалась, но объем поставок не обнародуется. При этом, согласно подозрениям детективов Национального антикоррупционного агентства, Bollwerk покупала продукцию ОГХК по существенно заниженным ценам, вследствие чего государственная компания недополучила 103 млн грн.
Наконец, не стоит сбрасывать с приватизационных счетов и российскую компанию «ВСМПО-Ависма». Несмотря ни на что, она остается основным покупателем продукции, добываемой Вольногорским ГМК. По словам гендиректора «ВСМПО-Ависма» Михаила Воеводина, украинский ильменит по качеству и логистике для них самый эффективный. «Но и мы для них [ОГХК] самый эффективный покупатель», – добавил он. Ранее российский титанопроизводитель практически 100% своих нужд в сырье удовлетворял за счет поставок из Украины (получалось – более 100 тыс. тонн ильменита в год). В 2016 г. эта доля ожидаемо упадет до 85%, что все равно немало. Вероятно, в условиях приватизационного конкурса по ОГХК будет прописано, что допуск претендентам из России к торгам воспрещен. Но для настойчивых этот пункт вряд ли станет серьезной преградой. С одной стороны, у М.Воеводина с партнерами и сейчас есть несколько крупных активов в самой Украине, в частности, в электроэнергетике. С другой – найти подставного партнера с западной пропиской для участия в конкурсе сегодня не является проблемой.
Источник: МинПром
Комментарии (0)