Завод Ukrainian Chemical Products, донедавна называвшийся «Крымским титаном», остался без украинского сырья — железнодорожную ветку в сторону города Армянск, где находится предприятие, перекрыли бетонными блоками. Это произошло в ходе акции протеста, которую 20 сентября начали крымские татары и другие активисты, желающие прекратить снабжение товарами аннексированного Россией Крыма. Сильнейший удар пришелся по крупному крымскому заводу, который входит в Group DF предпринимателя Дмитрия Фирташа. Как сообщают СМИ, из-за блокады железнодорожного сообщения завод оказался на грани полной остановки вследствие чего четыре тысячи работников могут отправить в неоплачиваемые отпуска.
До этого вагоны доставлялись до границы, откуда их забирал заводской локомотив. «Укрзализныця» перевозит грузы только до контрольного пункта въезда на станции Вадим в Херсонской области, контролируемой таможенниками и пограничниками», — официально заявила недавно госкомпания. «Крымский титан» с марта 2015 года имеет другое юридическое название — Ukrainian Chemical Products и зарегистрировано в Киеве. «Предприятие имеет собственной подъездной путь, для подачи вагонов и пересечения административной границы использует собственный локомотив после таможенного оформления и прохождения пограничного контроля», — говорится в сообщении.
Как отметил помощник председателя Госпогранслужбы Олег Слободян, и до этой акции был период, когда вагоны через границу не пропускали. «Было несколько заседаний межведомственных комиссий по этому поводу с выездом на место. Завод доказывал, что фрагмент железной дороги вообще не относится к общей структуре железной дороги в Украине. Что предприятие зарегистрировано в Украине и является субъектом украинской предпринимательской деятельности. Что все налоги от деятельности завода идут в Украину», — объяснил Слободян и добавил, что доставлять грузы на завод разрешило Министерство инфраструктуры.
Отметим, что поскольку выплачивать зарплату в рублях зарегистрированная в Украине компания не может, в России было зарегистрировано ООО «Титановые инвестиции». Крымские СМИ писали, что формально эта компания взяла завод в аренду. Она отвечает за переработку сырья, идущего из Украины и производство. При чем, московской фирме перечисляют деньги за производство, а реализует произведенный диоксидатит само предприятие с киевской регистрацией.
На «Крымский титан» доставлялся из Украины ильменит, добываемый Вольногорским и Иршанским горно-обогатительными комбинатами, им же и арендуемые. Но государство не продлило сроки аренды и передало имущественные комплексы в управление новосозданного госпредприятия «Объединенная горнохимическая компания». Фактическую деятельность ОГХК начало с августа 2014 года.
В прошлом году Ukrainian Chemical Products сохранила объемы производства основной продукции на уровне 2013-го, выпустив 101 тыс. тонн диоксида титана и 532,343 тыс. тонн серной кислоты. Теперь же, как недавно заявил глава оккупированного Крыма Сергей Аксенов, запасов осталось на месяц (причем, раньше у завода был запас на более длительный термин). «Мы рассматриваем варианты обеспечения завода сырьем, есть способы, не все хочется на сегодня озвучивать в публичном пространстве», — сказал он. И добавил, что если завод полностью остановит работу, то это приведет к большим расходам на замену вышедшего из строя оборудования.
Замглавы российского Министерства промышленной торговли Георгий Каламанов заверил агентство ИТАР-ТАСС, что завод могут обеспечить сырьем из Индии или других стран. «Для производства диоксида титана требуется ильменитовый песок, значительными запасами которого обладают Индия, Вьетнам, есть запасы в России. В 2005—2006 гг. поставки осуществлялись из Индии, и я не вижу проблем в том, чтобы возобновить поставки из РФ», — утверждает он.
Но утверждая, что он «не видит проблем», российский чиновник явно лукавит, ведь они есть. Начнем с того, что у каждого месторождения титана есть свои специфические особенности, поэтому для «Крымского титана» было бы лучше продолжать поставки сырья с Иршанского горно-обогатительного комбината. А если доставлять ильменит по морю из далекого зарубежья, то возникают сложности из-за санкций, распространяемых на суда, заходящие в порты Крыма. У самой России есть значительные запасы титановых руд, но месторождения не разработаны, и российские производители титана покупают его за рубежом. Можем предположить, что разгружать суда из той же Индии будут не в самом Крыму, а в каком-то из ближайших портов на материке. И тогда идти вагоны должны на пароме через Керченский пролив. Это вполне реально, но тот славится своей чрезвычайной загруженностью, да еще и во время штормов на переправе начинаются сбои.
В любом случае изменение логистики влечет за собой дополнительные расходы. Не забываем также, что нужно не только ввезти сырье, но и вывезти продукцию — предприятие ориентировано на экспорт. Это при том, что для того, чтобы не растерять клиентов, в прошлом году «Крымский титан» стоимость диоксида титана в долларовом эквиваленте существенно снижал. А себестоимость производства двуокиси титана на UkrainianChemicalProducts повысилась из-за выхода из состава GroupDF Иршанского ГОКа (Житомирская обл.). Как отмечает журнал Forbes, именно там расположена доводочная фабрика, которая должна дорабатывать до нужной кондиции полуфабрикат, производимый предприятиями группы. Сейчас рудники GroupDF вынуждены обогащать свой концентрат на мощностях государственной ОГХК.
Прерванное сообщение с Крымом означает потерю прибыли и для ОГХК, а также — «Укрзализныци». «Крымский титан» потреблял львиную долю продукции Иршанского ГОКа, свыше 250 тыс. т в год. Но сейчас горно-химическая компания напрямую поставляет ильменит российской компании «ВСМПО-АВИСМА». После того, как в мае «АВИСМА» заключила с ГОКами контракт на год, гендиректор и совладелец компании Михаил Воеводин сообщил журналистам, что украинские предприятия даже сделали на ильменит скидку в 15–20%. Объемы и стоимость не разглашались, но для понимания: по данным российской стороны, в 2013 г. в Россию из Украины было импортировано 119,3 тыс. т титановой руды на сумму $120 млн, в 2014 г. объемы составили 93,3 тыс. т. Свою общую потребность в сырье корпорация «АВИСМА» оценивает в 120 тыс. т в год.
«АВИСМА» диверсифицирует поставки, договариваясь с зарубежными поставщиками, первые партии некоторых из них уже опробованы. В частности, компания начала покупать титаносодержащее сырье в Австралии, и летом в порт Новороссийск прибыл первый сухогруз с 30 тыс. тонн концентрата. «По количеству содержания титана австралийское сырье ничуть не уступает украинскому», — уверяют в корпорации.
Судя по всему, в ВСМПО опасаются дальнейших осложнений с Украиной. С одной стороны, уральское предприятие обеспечивает титаном крупнейшие мировые авиаконцерны (100% потребностей бразильского Embraer, более 60% потребностей европейскоого Airbus, и около 40% — американского Boeing). Но с другой стороны, оно работает на российскую «оборонку». Из материалов ВСМПО производят бронежилеты, элементы боевых машин и др. На выставке RussiaArmsExpo корпорация представляла новый экономно легированный титановый сплав, который используется в качестве брони и конструкционных материалов. «Внедрение в производство VST2, не имеющего аналогов в мировой практике, позволит повысить технические характеристики продукции военно-промышленного комплекса России, не увеличивая затрат на ее производство», — хвастается «АВИСМА».
Но отказываться от украинского ильменита российская компания пока добровольно не собирается. «В настоящее время нет ни потребности, ни обстоятельств, которые бы заставляли это сделать», — говорит «Коммерсанту» Воеводин. Ничего удивительного: с точки зрения логистики, россиянам наиболее выгодно доставлять сырье все-таки с наших ГОКов. Еще со времен СССР сохранилась схема, по которой добыча сырья ведется на территории Украины, а наиболее глубокая переработка — на территории России. Заинтересованы в этом рынке сбыта и мы, поскольку найти нового покупателя на таком рынке сложно.
Источник: Day.kiev.ua
Комментарии (0)