Крупнейший в мире производитель титана – ВСМПО-АВИСМА – отмечает 83 года со дня основания. Генеральный директор компании Михаил Воеводин рассказал в интервью ТАСС о сегодняшних проектах, перспективах корпорации и ее работе в условиях санкций.
— В интервью год назад вы говорили, что санкции корпорации не коснулись. За год они расширились. Что изменилось? Как работает корпорация в сегодняшних условиях: где развиваетесь, а в чем испытываете трудности?
— Как я уже неоднократно говорил, на производственный процесс ни с точки зрения поставок нам сырья, ни с точки зрения экспорта продукции санкции не повлияли. Со всеми зарубежными заказчиками нас связывают долгосрочные контракты и соглашения о сотрудничестве. Но сказать, что санкционные явления никак не сказались на жизни предприятия, было бы не вполне корректно. И санкции, и вся современная политическая ситуация затрудняют кредитование российских компаний иностранными банками, и это тормозит развитие.
В целом же корпорация продолжает следовать выбранному курсу на увеличение доли продукции глубокой переработки. На это в том числе нацелена и наша масштабная инвестиционная программа, на которую в 2016 году направлено более 11 млрд рублей.
В рамках инвестпрограммы ожидается завершение такого крупного проекта, как модернизация кольцераскатного стана, благодаря которому мы не только сможем увеличить объем производства титановых колец для российских потребителей в 1,6 раза уже к 2020 году, но и расширим номенклатуру выпускаемых изделий. Например, сможем катать сложнопрофильные кольца диаметром до 3,5 м. Готовы к работе пресс усилием 4000 т и участок гарнисажной плавки, дающий на выходе суперчистый титан роторного качества. Надо понимать, что инвестпрограмма – это живой механизм, который также зависит от множества обстоятельств, поэтому сроки открытия некоторых проектов могут сдвигаться.
— Проект модернизации кольцераскатного комплекса корпорации включен в число десяти приоритетных для экономики Свердловской области. Какие еще проекты корпорации входят в те или иные приоритетные списки?
— Включение ВСМПО-АВИСМА в число приоритетных инвестиционных проектов Свердловской области позволит предприятию в течение пяти лет претендовать на различные формы поддержки, предусмотренные федеральным и областным законодательством, в частности на льготы по налогам на прибыль и имущество.
Также корпорация ВСМПО-АВИСМА в лице дочерней компании «ВСМПО – Новые технологии» является резидентом особой экономической зоны «Титановая долина». Всего за полтора года там фактически уже возведен производственный корпус, где в ближайшее время планируется установить соответствующее оборудование и производить мехобработку штамповок.
Федеральное законодательство устанавливает для организаций – резидентов ОЭЗ определенные льготы.
— Значительное число потребителей титана базируется за рубежом. Как отразилась на вас общеэкономическая ситуация, ведь корпорация работает в общемировой экономике?
— Можно сказать, что общеэкономическая ситуация не отразилась на деятельности компании, так как основная доля продукции корпорации поставляется для авиакосмического сектора, а со всеми нашими заказчиками в авиакосмической отрасли у нас заключены долгосрочные договоры, на сроки от пяти до десяти лет. Эти договоры регулируют все аспекты нашего взаимовыгодного бизнеса, включая и ценовые колебания, и изменяющиеся объемы потребления нашей продукции.
— У вас давно работают дистрибуционные центры за рубежом, что позволяет корпорации осуществлять комплектные поставки ежедневно. Теперь аналогичная система создана в России. В чем смысл нововведения?
— Смысл создания в России своего дистрибуционного центра, который входит в состав корпорации, в том, чтобы ВСМПО-АВИСМА сосредоточилась на своей основной деятельности – производстве качественной продукции. А менеджеры центра будут заниматься продажами. Все логично, и на самом деле для наших заказчиков ничего кардинально не меняется.
— Корпорация поставляет детали для российских авиапроектов МС-21, SSJ 100, Ту-214, Ан-148 и др. Каковы перспективы сотрудничества корпорации с ОАК?
— В рамках стратегического соглашения между корпорацией ВСМПО-АВИСМА и ОАК заключен долгосрочный контракт на период 2016–2020 годов. Он объединяет интересы самых крупных авиационных предприятий России, среди которых – «Сухой», «Иркут», «Авиастар», ВАСО, «Сокол», ТАНТК им. Бериева.
В рамках соглашения ВСМПО-АВИСМА поставляет практически всю номенклатуру выпускаемой продукции из титановых сплавов: штамповки, поковки, прутки, трубы, листы, плиты, профили и т.д., – которая используется предприятиями ОАК для реализации проектов МС-21, SSJ 100, Ту-214, Ан-148, Бе-200 и пр. А перспективы мы обсудили буквально недавно, в мае, на первой технико-коммерческой конференции, которая прошла на производственной площадке ВСМПО. И, смею заверить, они очень позитивные.
— Какие авиапроизводство и авиастроительный проект в мире сейчас наиболее «титанонасыщенные»? Можно ли по этому показателю сравнивать технологичность отечественных и зарубежных самолетов? Какие вообще мировые проекты вы считаете в авангарде авиастроения?
— Основными потребителями титана в мировой авиастроительной отрасли являются Boeing и Airbus. Самыми титаноемкими моделями гражданских самолетов являются B787 компании Boeing, Airbus А350 и A380.
Титаноемкость российских самолетов незначительно отличается от аналогичных моделей зарубежных авиастроителей. Кроме этого, высокая титаноемкость является только одним из множества показателей технологичности того или иного самолета. Гражданские самолеты российского авиапрома отвечают требованиям международных стандартов и способны составить конкуренцию моделям зарубежного производства.
Общепризнанными лидерами гражданского мирового авиастроения считаются Boeing и Airbus, которые в год производят более 2000 самолетов различных модификаций. Так как, безусловно, высокая титаноемкость составляет прямой интерес для корпорации, и, кроме того, учитывая прогнозируемый 5%-ный темп роста пассажиропотока, наиболее перспективными проектами являются уже названные широкофюзеляжные B787, А350, A380 и B777Х. Однако и проекты с меньшим объемом потребления титана, но гораздо более массовые – А320 и В737 – представляют большой интерес для нас.
— В октябре прошлого года сообщалось, что началось испытание опытного образца топливного бака Европейского сервисного модуля (Airbus Defence and Space) для проекта Lockheed Martin в Новом Орлеане – нового космического корабля Exploration Mission-1 Orion. В изделии используются титановые изделия корпорации. Как проходят испытания? Какую еще продукцию ВСМПО-АВИСМА разрабатывает для космоса?
— Насколько нам известно, испытания по программе Orion проходят в рабочем режиме, запуск корабля планируется в 2017 году. Корпорация осуществляет поставки титановой продукции – заготовок, применяемых для изготовления топливных баков – нашему заказчику, компании Airbus Defence and Space в рамках европейских космических программ Ariane 5, Vega, Eurosat и указанной выше Orion.
В рамках индийской космической программы корпорация поставляет титановые штамповки полусфер компании ISRO LPSC (Бангалор) для изготовления топливных баков и в настоящее время участвует в конкурсе на разработку и изготовление аналогичного изделия иного размера.
В области российского космического ракетостроения корпорация поставляет титановую продукцию для изготовления различных элементов ракетных двигателей, топливных баков, трубопроводов практически для всех космических проектов России, как то «Протон», «Ангара» и многие другие.
Источник: Ростех
Комментарии (0)