Генеральный директор титановой корпорации «ВСМПО-АВИСМА» Михаил Воеводин рассказал «РБК-Екатеринбург» о том, как компания работает в кризис, почему санкции не повлияли на сотрудничество с Boeing и Airbus, почему нет смысла следить за котировками корпорации и почему титановому гиганту не нужны преференции от государства.
— С началом кризиса российское правительство заявило о готовности помогать промышленникам, чтобы те могли выжить в тяжелых экономических условиях. Что нужно сделать, чтобы заводы продолжали работать и развиваться?
— В трудный 2009 год у меня была пословица: «Не надо нам помогать, не мешайте». Она актуальна и сейчас. Это один из моих жизненных принципов, который касается не только ВСМПО. Мы все сделаем сами, но не надо мешать нам. Поэтому первое, что должно сделать правительство, — не мешать предприятием развиваться.
Еще в 2009 году было много совещаний, как помочь российской промышленности в кризис. Предлагали и деньги, и льготные кредиты. Правительство действительно хотело помочь производству и, в частности, ВСМПО.
— А какая помощь от государства нужна вам?
— Мы уже в то время говорили, что нам не нужны льготные кредиты, нам не нужны субсидии, нам не нужны деньги. Нам нужна работа, а деньги мы заработаем. Если смотреть на точку ВСМПО в российской или мировой продуктовой цепочке, мы все равно сырьевая компания, хоть и высокотехнологичная. Да, мы не копаем полезные ископаемые и не везем их на экспорт, мы везем на экспорт практически авиационные детали. Но если сравнить это с продажей самолета, то мы поставщик не первого, не второго, а, скорее всего, третьего или четвертого уровня. Чтобы помочь поставщикам третьего-четвертого уровня, нужно дать заказ головному исполнителю. Мы в 2009 году говорили: сделайте горсзаказ на самолеты, ракеты, суда, на новые нефтяные заводы — то есть там, где используется титан в оборудовании или как материал. И нас услышали. Чем больше спрос на высокотехнологичные изделия, тем больше для нас работы. Это лучшая помощь. А в остальном — не мешайте. Мы предпочитаем не просить, не брать подачек, а работать и зарабатывать деньги.
— Несмотря на санкции, корпорация увеличила объемы поставок за рубеж. До 2022 года продлен контракт с Boeing, до 2020 — с Airbus. Получается, что российским компаниям титан не нужен?
— Спрос в 2014 и 2015 году увеличился за счет западных заказчиков. Наши основные потребители — американские и европейские авиаконцерны. Российский спрос нас удивил несколько раньше — три года назад. РФ покупает сегодня столько титана, сколько не покупала с 1997 года. И это показатель развития нашей российской высокотехнологичной продукции.
— Сегодня вы несколько раз заявляли, что санкции вас никак не коснулись. Однако, насколько мне известно, главным финансовым партнером «ВСМПО-АВИСМА» являются иностранные банки, которые отказываются кредитовать российские компании.
— Пик санкций, пик их остроты, я надеюсь, уже прошел. Он пришелся на прошлый год. Санкции никак нас не коснулись, ни с точки зрения поставок оборудования из-за рубежа, ни с точки зрения экспорта. Наши покупатели продолжают нуждаться в нашей продукции, а мы продолжаем нуждаться в наших покупателях. Эту взаимоувязку очень сложно разорвать. Я думаю, завтрашний мировой порядок будет диктоваться именно такими кооперационными связями.
Санкции и вся политическая ситуация действительно затрудняют кредитование российских компаний иностранными банками. Дело в том, что начиная с 2009 года основной портфель наших обязательств размещен именно в иностранных банках. Мы не испытываем проблем, но трудности есть. Это связано в первую очередь не со взаимоотношениями предприятий с банками, а с принятием иностранными банками российского риска. И действительно на это иностранцы идут с трудом. Лимиты на Россию закрыты и мы это чувствуем.
— Как вы решаете эту проблему? Или вам все-таки открывают кредитные линии?
— К счастью, последние полтора года у нас практически не было увеличения кредитного портфеля и перекредитования. Но в третьем-четвертом квартале мы собираемся часть нашего кредитного портфеля перекредитовать.
— Как вы собираетесь перекредитовываться, если западные банки денег не дают? У кого тогда будете занимать?
— Сегодня мы эту работу уже начали и чувствуем некоторые сложности. В частности, это рост процентной ставки по сравнению с докризисным уровнем. Была надежда, что санкции будут сняты, но их продлили. Мы понимаем, что нам дальше жить в этой архитектуре, поэтому будем работать с тем, что есть. У нас всегда есть российские банки, которые всегда с радостью примут нас в качестве заемщика.
— Получается, что у вас просто не остается другого выбора, как брать деньги в наших банках. Насколько вы «с радостью» готовы стать заемщиком в российском банке?
— Исторически российские банки просили более высокие ставки. Сегодня такая реальность, что ставки в зарубежных банках начинают подрастать к уровню российских, во всяком случае российским досанкционным. Если ставки будут одинаковыми у российских и зарубежных банков, то мы, конечно, с радостью возьмем деньги у наших.
— Ладно. Оставим больной вопрос кредитования в зарубежных банках. Вернемся к вопросу производства. Все контракты с крупными авиаконцернами, о которых шла речь ранее, были заключены еще до смены собственника, при прошлом генеральном директоре при Владиславе Тетюхине. Какие реально значимые проекты реализовывает «ВСМПО-АВИСМА» сейчас?
— 2006-2007 годы стали переломными для «ВСМПО-АВИСМА». И это не связано со сменой собственника (акции корпорации купил «Ростех»). Это связано с тем, что к этому моменту компания подошла с большим портфелем заказа и с концом эры развития экстенсивным способом. В 2007 году мы приняли долгосрочную инвестиционную программу. У нее было две идеи: нарастить мощности, загрузив головное, самое дорогое и уникальное оборудование на 100%, и второе — закупить новое оборудование и развить новые технологии для производства продукции с большей добавочной стоимостью. Поэтому те новые объекты, которые реализуются сегодня, это результат той работы, которая началась в 2007 году.
Что касается новых производств, то в сентябре мы откроем уникальный комплекс гарнисажных печей. Такого комплекса нет нигде в мире.
— Что из себя представляет эта гарнисажная кладка? Что в ней уникального?
Дело в том, что гарнисажная кладка — это российская технология, сами печи — разработка Верхней Салды, а производятся они в Новосибирске. Этот комплекс позволяет утроить наши мощности по плавке титана супер высокого качества, который востребован в двигателестроении. С другой стороны, он позволяет нам вовлекать большую долю отходов в производство, что позволяет нам экономить средства и продавать продукцию по более конкурентоспособным ценам.
— Какие еще проекты вы собираетесь запустить в этом году?
— До Нового года мы хотим ввести в эксплуатацию комплекс кольцераскатного. Он однозначно уникален для России. Два года назад, когда мы его комплектовали, он был лучше в Европе. Стан позволяет раскатывать кольца до 3,5 метров в диаметре (на нынешнем стане можно изготовлять кольца диаметром до 2,7 метра). Кольца широко применяются в авиа двигателестроении, судостроении, ракетной технике и поэтому очень востребованы среди заказчиков. Поэтому мы находимся в большом выигрыше по сравнению с нашими конкурентами как в России, так и за рубежом.
В этом же году запустим новый пресс усилием 4000 тонн, строительство которого также было задумано в 2007-м. Это три подарка 2015 года, абсолютно новые комплексы для Верхней Салды, корнями они из тех старых времен.
— В этом же году вы планируете завершить строительство комплекса по механической обработке штамповок в «Титановой долине». Скажем прямо, это мертворожденный проект, даже миф. Пока в «Титановую долину», а вернее, в только ее пиар вкладывают миллиарды, но ни одного инфраструктурного объекта так и не было завершено, за исключением стеклянного стакана для деловых встреч.
— Мы всегда себя позиционировали как резидента «Титановой долины», а не как ее учредители или инвесторы ее управляющей компании. Поэтому все слухи вокруг особой экономической зоны, которые могут быть и правдой, нас не касаются. Мы видим, что управляющая компания «Титановая долина» строит инфраструктуру, она подтверждает нам исполнение ими графика подвода коммуникаций к нашему новому цеху и это не вызывает у нас опасений. Мы продолжаем строить комплекс, его монтаж мы закончим к концу 2015 года, на следующий год начнем заниматься внутренними помещения. Установка оборудования, скорее всего, начнется к концу 2016 года, в зависимости от сроков его поставки. Самый поздний срок ввода в эксплуатацию цеха — середина 2017 года.
— В июне котировки «ВСМПО-АВИСМА» на Московской бирже упали на 8,25%, с 9700 рублей за акцию в мае до 8900 рублей. До этого с декабря 2014 года был рост. С чем связаны такие показатели? От чего зависит рост котировок корпорации?
— Мы не очень следим за нашими котировками. По нескольким причинам. Первая, если говорить от лица акционеров, то мы не спекулятивный инвестор. Мы пришли на предприятие надолго и нас интересует его развитие. С другой стороны, если смотреть на сегодняшний фондовый рынок, тенденция такова: стоимость акций не зависит ни от чего. Ни от финансовых показателей предприятия, ни от перспектив предприятия, ни от курсов валют. То есть сегодняшняя котировка акции не отражает стоимость предприятия по историческим коэффициентам. Она не отражает дивидендной доходности, потому что платишь ты дивиденды или нет, нет никакой ни прямой, ни косвенной корреляции котировки и дивидендов.
— Все-таки, если у компании упали котировки, значит не все так ровно и гладко как вы говорите. Возможно, на рынке появился инсайд, связанный со срывом контрактов или какие-то другие слухи, повлиявшие на стоимость акций.
— Предприятие мы продавать не собираемся. Отследить развитие ВСМПО по котировкам невозможно, поскольку они не отражают реальность. Причем я говорю не только про наши акции, но и про все компании на российском рынке. Любая компания на рынке стоит не только меньше своей восстановительной стоимости, она стоит меньше своей выручки.
Источник: Advis.ru
Комментарии (0)