Российскому титану санкции не грозят

3 Октябрь 2014

Руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев: американский бизнес приложит все усилия, чтобы санкции в отношении ВСМПО-АВИСМА не вводились.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА глубоко интегрирована в мировую аэрокосмическую индустрию и является для многих компаний стратегическим поставщиком изделий из титана. Избирательность введенных против отечественного промышленного комплекса санкций на примере ВСМПО-АВИСМА видна как нельзя лучше. О партнерских взаимоотношениях Boeing и ВСМПО-АВИСМА, о возможных рисках, которые могут понести западные и российские участники рынка, рассуждает Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт».

О ВЕРОЯТНЫХ РИСКАХ

При неблагоприятном сценарии развития событий среди главных рисков для западных компаний можно выделить три составляющие. Первая – затраты времени на то, чтобы найти альтернативных ВСМПО-АВИСМА поставщиков, дождаться, чтобы они нарастили объемы производства, освоили новую номенклатуру изделий.

Российский титан составляет около 40% суммарного объема потребления изделий из этого материала для Boeing, 60% – для Airbus, а для Embraer – все 100%. В США, Канаде, Китае и в Европе есть производители титановой продукции, конкурирующие с российским гигантом, однако они не могут уверенно противостоять ему в борьбе за клиентов с точки зрения соотношения цены и качества продукции, масштабов выпуска, а также по ряду технологических возможностей. К примеру, ВСМПО-АВИСМА располагает уникальным, самым мощным в мире гидравлическим прессом с усилием 75 тыс. тонн.

Точно оценить время, требующееся на полное замещение поставок из России, сложно – все зависит от того, как были ранее построены отношения между авиастроителями и их подрядчиками. Парировать эту угрозу можно только наполнением склада и только за счет самого покупателя.

Второе, связанное с этим обстоятельство – риск удорожания закупок. Сегодня в мире нет другого производителя, который бы контролировал цепочку от титановой губки до механической обработки поковок и штамповок, включая крупногабаритные изделия. Такая вертикальная интеграция позволяет наиболее эффективно управлять издержками.

Переориентация на новых поставщиков приведет к изменению логистики. Например, в рамках Ural Boeing Manufacturing – совместного предприятия Boeing и ВСМПО-АВИСМА – осуществляется механическая обработка деталей для крыльевой группы, в то время как на своих собственных мощностях российская компания занимается механообработкой деталей шасси. Все операции сосредоточены на площадке в Верхней Салде, что позволяет сократить транспортные расходы.

Еще один риск для западных партнеров заключается в том, что для особо ответственных деталей необходимо использование специального оборудования, такого как российский уникальный гидравлический пресс. Ни один производитель мира не застрахован от поломки такого агрегата, а вывод оборудования на плановое обслуживание и вовсе неизбежен. Но у ВСМПО-АВИСМА есть соглашение с Alcoa относительно использования имеющегося в Самаре аналогичного пресса. Это стратегически важный козырь, который делает технологические риски сотрудничества с ВСМПО-АВИСМА минимальными.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Если вспомнить, что до распада Советского Союза объем выпуска ВСМПО составлял более 70 тыс. тонн титановых изделий в год, то становится очевидным потенциал предприятия по наращиванию объемов выпуска. Хотя, к сожалению, сегодня отечественное машиностроение не сможет потребить столько же титана, сколько это было актуально в 1980-е годы: Россия сегодня не реализует столь же масштабные проекты, к примеру, не выпускает титановые подводные лодки. Однако потенциал роста есть и с точки зрения внутреннего рынка, и с точки зрения экспортных поставок, и с точки зрения освоения новой номенклатуры.

Замечу, что поиск новых рынков сбыта – это деятельность, которая не должна никоим образом зависеть от отношений с существующими крупными партнерами, и тем более она не является ответом на неадекватность внешней политики Запада. Именно поэтому ВСМПО-АВИСМА из года в год является участником всех крупных аэрокосмических салонов, выставок в области металлургии и машиностроения.

ПРОГНОЗЫ

Сегодня не стоит рисовать мрачные картины. Начнем с того, что до настоящего времени санкции в отношении предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса применялись преимущественно к компаниям, не включенным в цепочки поставок западных производителей авиационной и космической техники. Пример взаимодействия по экспорту российских ракетных двигателей в США весьма показателен. И всякий раз, когда со стороны Запада наблюдался кровный интерес в той или иной сделке, неожиданно появляются исключения.

Если внимательно изучить более чем 20-летнюю историю взаимоотношений ВСМПО-АВИСМА и Boeing, то поводов для уверенного взгляда в будущее более чем достаточно. К примеру, летом, уже в разгар санкционной войны, стороны подписали очередное соглашение, продлевающее на три года (до 2022 года) действующие контрактные обязательства. Компании также подтвердили свою готовность продолжать совместные работы по созданию второй линии завода механической обработки в Титановой долине.

Между Boeing и ВСМПО-АВИСМА сложились действительно партнерские отношения, далеко выходящие за рамки отношений «покупатель–продавец». Boeing тратит в России миллиарды долларов не только в качестве оплаты готовой продукции, но и инвестирует в совместную разработку титановых сплавов, в оснащение сначала одного, а теперь уже и второго предприятия по механической обработке. Это масштабные вложения, и, конечно же, американская компания заинтересована, чтобы они работали и приносили прибыль.

Поэтому я уверен, что даже при сохранении нынешней внешнеполитической ситуации бизнес США будет прилагать все усилия для того, чтобы санкции в отношении компании ВСМПО-АВИСМА не вводились. Прагматичные американцы умеют считать деньги и ценят выгодное партнерство.

Источник: Ростех

Комментарии (0)